Професор Людмила Д. Чекаленко
Думки слухачів Дипломатичній академії МЗС РФ
У свій час, ще до війни, кілька разів була запрошеним професором в Дипломатичну академію МЗС Російської Федерації (МИД России), де читала навчальний курс «Зовнішня політика України» (!). Певна, що читачам видання буде цікаво ознайомитися з цим матеріалом.
Ознайомлення з письмовими роботами слухачів Дипломатичної академії МЗС РФ (МИД РФ), присвяченими найактуальнішим питанням співпраці України і Росії, свідчить про значні прогалини в інформаційному просторі щодо зовнішньої політики найближчого сусіди, тобто нашої держави, а також про певну упередженість і стереотипи, що часто подаються в російських ЗМІ про Україну.
Водночас, більшості з наведених нижче міркувань майбутніх російських дипломатів, на наш погляд, не бракує об’єктивності і реалістичності в оцінках рівня розвитку взаємовідносин і розуміння важливості партнерства для обох країн.
Нижче наводимо мовою оригіналу деякі спостереження і висловлювання російської дипломатичної молоді.
Важливість партнерства України і Росії:
«Состояние российско-украинских отношений проецируется на процессы на всем пространстве СНГ и на европейском континенте в целом».
«Согласно концепции внешней политики России – приоритетным региональным направлением внешней политики России является обеспечение соответствия многостороннего и двустороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) задачам национальной безопасности страны».
«Украино-российские отношения определяются как отношения «особого партнерства». Безусловно, этот пункт полностью себя оправдывает. Однако, говорить об этом, становится возможно, только лишь с момента начала президентства Виктора Януковича, с момента подписания Харьковских соглашений о российском Черноморском флоте, а также с предоставлением 30% скидки на газ со стороны России».
Щодо кордонів:
«Территории (України і Росії), которые разделяются на современном уровне внутренними государственными границами в пределах российской социо-культурной системы». «Само понятие государственной границы России и Украины, все еще является в высшей степени непривычным».
«Большей частью современные территориальные споры, теперь уже между двумя независимыми государствами основываются на, мягко сказать, неоднозначном и непродуманном решении главы советского государства Н. Хрущева передать историческую область Крым под юрисдикцию Украины. Данное решение объяснялось в большей степени единоличным желанием советского лидера «сделать щедрый подарок» Украине по случаю 300-летнего юбилея воссоединения с Россией, нежели реальными потребностями оптимизации народо-хозяйственных связей между тогдашней Украинской ССР и Крымской областью».
«Остается неурегулированной проблема навигационно-гидрографического обеспечения мореплавания в Черном и Азовском морях. Согласно российско-украинским соглашениям крымские гидрографические объекты находятся в ведении ЧФ России и могут использоваться также до 2017 года. Однако в Киеве эти объекты считают собственностью Украины».
«Но так или иначе, уже в новейшей истории взаимоотношений двух государств были подписаны Договор между РСФСР и УССР от 19 ноября 1990 г. и так называемый «Большой договор» или Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31 мая 1997 г., в которых стороны признавали территориальную целостность друг друга в «существующих границах».
«Тем самым вопрос о статусе Крыма фактически был снят с повестки дня, несмотря на продолжающие появляться демагогические заявления некоторых партийных лидеров и общественных деятелей в российском политическом эстеблишменте».
«Подводя итог всему вышесказанному можно констатировать, что в настоящее время во взаимоотношениях между двумя странами вопрос о пересмотре статуса Крыма и Севастополя, в пользу России, окончательно снят с повестки дня. Немногочисленные призывы к этому, раздающиеся со стороны ряда российских политических деятелей носят скорее демагогический характер. Изначально они имели под собой весьма зыбкую юридическую почву, но были «девальвированы» подписанием Соглашений по Черноморскому флоту (1997), Большого Договора (1997) и Договора о границах (2003), в соответствии с которым окончательно подтверждался суверенитет Украины над Крымом и Севастополем».
Поради політикам:
«Значительно более приемлемым с точки зрения интересов Украины является второй вариант - постоянный нейтралитет, гарантированный крупными государствами».
«Одной из перспективных форм многостороннего приграничного сотрудничества на российско-украинском направлении являются еврорегионы».
«Я не сторонник часто используемой некоторыми официальными лицами России формулировки «братские народы» — на мой взгляд, она не вполне соотносится с реалистическим взглядом на международные отношения, — но, должен заметить, что сложно было не предвидеть отрицательную реакцию восточной части Украины на стремление руководства страны вступить в НАТО. Это акцентировало и без того довольно сильное разделение Украины по оси запад-восток. Это стало ошибкой президента В. Ющенко».
«Таким образом, представляется важным принятие нового базового документа внешней политики Украины, который бы однозначно отражал основные приоритеты и цели деятельности Украины на международной арене».
«Мне кажется, что Россия должна наращивать усилия на этом направлении и руководствоваться, прежде всего, своими национальными интересами, в числе которых должны быть пункты закрепленные в концепции внешней политики и некоторые другие:
1.Укреплять и создавать новые возможности для сотрудничества между российскими и украинскими предприятиями, которые смогут объединять экономики наших стран.
2. Развивать сотрудничество в области культуры, гуманитарное сотрудничество, а именно увеличивать обмены профессурой и студентами.(предоставлять в большей мере возможность обучения студентов ,прохождения практики, проведение научных конференций, форумов итд)
3.Эффективно использовать экономическое сотрудничество и увеличивать экономическую интеграцию.( на уровне мелкого предпринимательства)
4.Не исключать возможность предпринятия шагов, которые могут оказать поддержку украинскому и российскому народу.(Создание на территории двух стран большего количества школ, культурных центров,совместных культурных мероприятий разного вида)
Главная цель этих мер - не допустить роста антироссийских и антиукраинских настроений, сохранить симпатию и дружелюбие украинцев к русскому народу и наоборот» .
Політика Росії.
«Россия использовала, официально этого не признавая, «газовую карту» с целью воздействовать на враждебный режим и продемонстрировала, что при желании может сильно осложнить жизнь подобным режимам в Украине в будущем. Собственно об этом: игнорирование Россией 17 статьи Конституции Украины, выражающееся в попытках продлить пребывание ЧФ в Севастополе, что, безусловно, обижало многих жителей последней, было вызвано, в том числе, позицией ряда украинских политиков по вопросу вступления в НАТО.
Пока значительная часть российской элиты пребывает в бурном восторге от «дипломатической победы», хотелось бы отметить ряд отрицательных аспектов подписанных 21 апреля главами Украины и России Харьковский соглашений.
Во-первых, это соглашение вполне может сплотить сейчас довольно разрозненную украинскую оппозицию на антироссийской основе.
Через один или два срока власть в Украине сменится и, учитывая юридическую не безупречность уже ратифицированных соглашении, никто не гарантирует их денонсации. Стало быть уже через 4 – 8 лет (а не в 2042 году) может быть поднят вопрос о дислоцировании ВМФ России в Севастополе. Так что Харьковские соглашения скорее представляют собой отсрочку решения, нежели само решение проблемы.
Во-вторых, два десятилетия российско-украинских отношений показали, что политика уступок – речь о ценах на газ – малоэффективна и может проводиться только в период пребывания у власти «пророссийских» сил до их поражения на следующих выборах. К тому же в последнее время российско-белорусские отношения показывают, что льготные цены на газ не являются гарантией взаимопонимания, более того часто воспринимаются как нечто само собой разумеющееся и не ценятся».
Гуманітарний фактор
«Российская Федерация будет прилагать усилия для обеспечения выполнения взаимных обязательств по сохранению и приумножению в государствах - участниках СНГ общего культурного наследия».
«Стремление Киева к введению в отношении российских граждан более жестких условий пограничного режима».
Характеристика стану відносин до війни
«Я считаю, что выстраивать отношения надо с учетом позиций Киева и в зависимости от предпринимаемых решений украинскими властями шагов. Российско-украинский договор о дружбе вступил в силу десять лет назад в документе отражено все то положительное, что вопреки проблемам постепенно «пробивало» дорогу в межгосударственных отношениях. Россия и Украина сумели найти оптимальный подход к решению вопроса о судьбе ядерного оружия и Черноморского флота. Выделяя позитивное в Российско-украинских отношениях, стоит отметить, что они проходят через очень нелегкие испытания и далеки от совершенства»
«Если Запад рассматривает Украину как возможный буфер между Европой и Россией – не создаст ли это не комфортные условия для самой Украины. Более того, когда речь идет об изменении геополитической ситуации в регионе , и в этот процесс вовлекается большое количество стран , в числе которых и Россия, то совершенно ясно, что не учитывать позицию России недопустимо».
«Отношения с Украиной для России более важны, чем отношения с Евросоюзом и США. Для России это вопрос ее будущего, ее роли в международных отношениях. Необходимо использовать все возможности, чтобы Украина была - союзной страной. Так как это слишком сложная система приоритетов, можно говорить о том, что российско-украинские отношения имеют как собственную динамику, таки некоторые функции отношений России с Западом. России необходимо определить, как строить европейскую безопасность, и какую роль для Украины она видит в этом».
«На данном этапе необходимо понимать, что Украина – это самостоятельное государство, которое, как и Россия, стоит еще в начале пути становления государственности».
«В этих условиях актуальной представляется задача организации отношений между Украиной и Россией не на основе заявлений о братстве, близости двух народов и дешевом газе, а на основе взаимовыгодных (взаимозависимых) связей. Т.е. механизм функционирования двусторонних отношений должен минимально зависеть от политической конъюнктуры».
|