ЛЮДМИЛА ДМИТРІВНА ЧЕКАЛЕНКО

Персональний сайт Людмили Чекаленко

Блог
Меню сайту
Форма входу

Пошук
Календар
«  Червень 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбНд
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архів записів
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 77
Друзі сайту
ДУ "Інститут всесвітньої історії НАН України"

КНУ імені Тараса Шевченка
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Вітаю Вас, Гість · RSS 30.11.2024, 09:01

Головна » 2014 » Червень » 20 » Гуманитарное измерение отношений Украины и России
00:10
Гуманитарное измерение отношений Украины и России

Чекаленко Людмила Дмитриевна, Циватый Вячеслав Григорьевич,

Дипломатическая академия Украины при МИД Украины [1]

 

У статті автори аналізують еволюцію українсько-російських відносин в гуманітарній сфері, агресивну політику Росії на сучасному етапі, питання про трудових і незаконних мігрантів, про розповсюдження російської мови, політику російський громадських організацій, підходи України до складних питань пошуку відповідних засобів. Аналізуються прогнозні сценарії і можливі варіанти взаємодії двох країн в пошуках компромісних рішень.

Ключові слова: еволюція,гуманітарна сфера, співвітчизники, безпека, політика Росії.  

 

В статье рассматривается эволюция украинско-российских отношений в гуманитарной сфере, агрессивная политика России на современном этапе, вопросы о трудовых и незаконных мигрантах, о распространении русского языка, политике российских общественных организаций, подходы Украины к сложным вопросам нахождения компромиссных решений. Анализируются прогнозные сценарии и возможные варианты взаимодействия двух стран в поисках компромиссных решений.

Ключевые слова: эволюция, гуманитарная сфера, соотечественники, безопасность, политика России.

 

Сhekalenko Liudmyla, Tsyvatyi Viacheslav. Diplomatic Academy of Ukraine under the Ministry of Foreign Affairs of Ukraine. Humanitarian aspects of Ukraine-Russia relations.

 

            The article describes the evolution of Ukrainian-Russian relations in the human sphere, the aggressive policy of Russia at the present stage, questions about labor and illegal migrants, the influence of Russian language, Russian politics public organizations, Ukraine policy and approaches to complex issues to find compromises. Forecast scenarios are analyzed and possible interaction between the two countries in the search for compromise solutions.
Keywords: evolution, humanitarian sphere, compatriots, security, russian policy.

 

            Сотрудничество Украины и России в гуманитарной сфере охватывает целый пласт вопросов, важность которых подтверждают задачи национальной безопасности каждого из государств.  Неадекватное восприятие угроз национальной безопасности в этнонациональной и религиозной сферах часто провоцировало внешние и внутренние конфликты, социальные взрывы. Одним из путей предупреждения таких сценариев является своевременная подготовка к ним, действия на опережение и упреждение возможных событий, прогнозирование возможного разворачивания конфликта, фактически, своевременное применение механизма превентивной дипломатии. Потенциальная угроза таких явлений требует также своевременных политико-правовых действий властных структур.

            Исходя из необходимости решения гуманитарных задач во внешнеполитической сфере, Российская Федерация определила постсоветское пространство зоной своих жизненно важных интересов. Одним из объектов постоянного внимания российских властных структур является этническое российское население в СНГ, которое трактуется довольно широко –  как соотечественники. Об этом было заявлено еще в 1995г. в известном документе, утвержденным президентом России Б.Н. Ельциным «Стратегический курс РФ по отношению к странам-участницам СНГ». К соотечественникам российские эксперты причисляют всех представителей, как российского этноса, так и лиц, исповедующих российскую национальную идею[2].

            Количество этого населения в данном регионе по некоторым оценкам превышает 25 млн. чел, из которых приблизительно 8 млн. проживают в Украине. Россия рассматривает соотечественников как средство укрепления своих позиций во внутреннеполитическом пространстве стран Содружества, а также объединяющим фактором между метрополией и окраинами. Россия возлагает на этот своеобразный плацдарм особенные надежды в реализации своих геополитических планов.  Напомним, что Украина придерживается международных норм и принципов защиты прав представителей всех народов, которые проживают на ее территории [1].     Определенный интерес, в связи с этим, представляет опыт и практика России по привлечению в страну «своих» соотечественников. Особое отношение к соотечественникам прослеживается в первую очередь в формировании соответствующей законодательной базы по расширению и закреплению их прав на законодательном уровне. Так, внесенные изменения в Закон о гражданстве РФ (2001 г.) были закреплены и в «Законе о поправках к Закону о гражданстве», утвержденного Советом Федерации ФС РФ 29 октября 2003 г. [2]. Этим документом значительно упрощался порядок получения российского гражданства бывшими гражданами СССР, зарегистрированными по месту проживания в России на 1 июля 2002 г., ветеранам Второй мировой войны, детям и недееспособным лицам, являющимися иностранными гражданами и лицами без гражданства. Кроме того, упрощенный порядок получения гражданства предусмотрен также для граждан бывшего СССР, которые получили среднее или высшее  профессиональное образование в вузах России после 1 июля 2002 г., а также, для тех, кто не менее трех лет служил по контракту в российских вооруженных силах.

Ускоренная реализация законодательных инициатив в этой сфере вызвана в первую очередь процессом неумолимого сокращения численности российского населения. Поэтому привлечение в страну дееспособных лиц стало первейшей задачей государственной важности для России. Прогнозировалось, что законодательными инициативами относительно упрощенной схемы получения гражданства в Россию удастся привлечь приблизительно 20–25 млн. человек. При этом основными источниками для привлечения молодого трудоспособного населения в первую очередь рассматривались Республика Беларусь и Украина.  Заметим, что с точки зрения национальных интересов Украины выезд довольно значительной массы украинских трудящихся, в том числе и представителей научной элиты на заработки в Россию, где они часто остаются на постоянное место жительства, рассматривается угрозой стабильности и развитию украинского государства.

К вопросу о трудовых мигрантах. Превалирующее число трудовых мигрантов из Украины выезжает в Россию на сезонные или постоянные работы, что становится, практически, основным источником их доходов, а в некоторых случаях и существования. Определенная часть людей этой категории также пополняет список граждан России. Такие работники заняты в основном в тех сферах, которые из-за низкой оплаты или тяжелых условий труда не привлекают местное население. Причем работодателям выгоднее трудоустраивать работников на временную работу, не заботясь об их социальных гарантиях и обустройстве. Таким образом, из половины всех строительных рабочих и трети работников городского транспорта Москвы, являющихся трудовыми мигрантами, одна треть – выходцы из Украины. В целом по некоторым оценкам Посольства Украины в России, численность украинских работников в России составляла в среднем приблизительно 1 млн. человек, а в сезонный пик – свыше 3 млн. Из них, по неофициальным данным, число легально оформленных работников составляет лишь 5-7% от общего числа. Таким образом, преобладающее большинство наших соотечественников  работают нелегально [3]. В целом же, в России работает свыше 6 млн. «нелегалов», большинство которых – граждане Украины, Китая, ряда стран Ближнего и Дальнего Востока. Только в Тюменской области украинцы, не являющиеся гражданами России, составляют 32% иностранной рабочей силы. Такое значительное количество украинских мигрантов на территории Российской Федерации объясняется несколькими причинами:

•  культурной и языковой близостью;

• наличием у граждан Украины семейных связей на территории Ро­ссийской Федерации (по данным мониторинга Института социологии НАН Украины, в России проживают родственники 40% жителей Украины);

• налаженностью миграционных связей и потоков еще со времен СССР (нефтяная и газовая промышленность, строительство и проч.);

• упрощенным порядком пересечения границы;

• значительными потребностями в отдельных районах РФ в квалифицированных рабочих и работниках средней квалификации на строительных работах, в химической,  лесной и лесоперерабатывающей промышленности.

Основными районами трудоустройства украинских граждан является Москва и Московская область, Республика Коми, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, Белгородская, Ленинградская, Ро­стовская области, Краснодарский и Красноярский край.

К сожалению, большинство украинских граждан работает на территории России вне правового поля. Причинами такого положения дел является деятельность фирм-посредников, осуществляющих работу по подбору рабочей силы среди украинских граждан с последующей передачей их российским партнерам для использования на работах в обход российского законодательства. Российские работодатели, как правило, не заинтересованы в оформ­лении разрешений на работу, особенно неквалифицированных работников, поскольку с этим связаны значительные материальные расходы. Ведь легализация иностранного работника предполагает оплату работодателем специального взноса, размер которого колеблется в зависимости от квалификации работника. Кроме того, легализация налагает добавочные обязательства на работодателей. Это и гарантирование минимальной заработной платы, социального и медицинского обеспечения, надлежащих условий труда, а также лишает его тех преимуществ, которые он имеет в случае трудоустройства нелегала: возможности выплачивать меньшую зарплату, чем российско­му гражданину, отсутствие социальных обязательств, гибкости в увольнении и найма на роботу и т.д.

Зачастую легализация не выгодна и самому работнику, так как в та­ком случае, даже если заработок увеличивается до минимального уровня, реальная сумма, выплаченная работодателем, в результате уменьшается. Такое положение вещей приводит к тому, что 90% трудовых мигрантов пребывают в сфере теневой экономики, которая контролируется в основном криминалитетом [4]. В результате наблюдаются значительные нарушения прав трудовых мигрантов.

Растет число обращений в дипломатические представительства Украины в России по поводу нарушений прав граждан Украины. Только в консульстве Посольства Украины в Российской Федерации (Москва) ежегодно в среднем обращается до миллиона граждан. Среди вопросов – 50% относятся к социальной сфере, 20% - гражданской и 15% административной. Наибольшее число жалоб поступает от граждан Украины, пребывающих в Москве, Московской области   [5].

Наиболее распространенными нарушениями прав и свобод граждан Украины на территории Российской Федерации, что связаны с трудовыми правоотношениями, являются:

• нарушение правил приема на работу (без заключения трудовых контрактов);

• нарушение условий труда, а именно несоблюдение санитарных норм в помещениях, где проживают украинские трудовые мигранты, что должно обеспечиваться администрацией соответствующих предприятий;

• существенное различие в оплате труда по сравнению с гражданами России.

МИД Украины также фиксирует факты отказа руководителей отдельных предприятий в трудоустройстве граждан Украины, постоянно прожи­вающих на территории РФ, из-за их принадлежности к украинскому гражданству. Такая ситуация вынуждает граждан Украины принимать российское гражданство.

Как известно, существуют проблемы и с осуществлением медицинского страхования, хотя между нашими государствами подписано соответствующее межправительственное соглашение по этому вопросу. Кроме того, оставляет желать лучшего и процедура пересечения государственной границы Украины и России.   

Серьезной проблемой для украинских трудовых мигрантов является неблагоприятное  законодательство Российской Федерации относительно банковских переводов. Так, ввозить и пересылать наличными иностранную валюту разрешается при условии ее предварительного ввоза, перевода или пересылки с предоставлением соответствующих банковских или таможенных документов. Такая ситуация приводит к тому, что большинство граждан Украины, которые трудятся на территории России, вынуждены перевозить заработанные деньги наличными, часто становясь объектами повышенного внимания криминалитета и недобро­совестных работников правоохранительных и таможенных органов. Так, по  свидетельствам украинских граждан, временно работавших в Москве, при следовании в Украину на них «начинается охота» в метрополитене или иных видах общественного транспорта, усиливается на Киевском вокзале российской столицы и продолжается в поездах до государственной границы. Средний размер оплаты «тарифа» до недавнего времени составлял 100 российских рублей, нынче эта сумма возросла в несколько раз. В худшем случае, под угрозой изъятия паспорта гражданина Украины, который требуют предъявить для проверки, изымается практически все заработанное. При этом далеко не все граждане обращаются в правоохранительные органы и органы прокуратуры РФ, поскольку доказать подобные факты довольно трудно. Таким образом, трудовые мигранты фактически лишены возможности защищать свои попранные права и свободы в сфере трудовых отношений.

Подобные проблемы на сегодняшний день призваны решать консульские учреждения двух стран. Во время проведения очередных украинско-российских консультаций по консульским вопросам консульских служб министерств иностранных дел Украины и России подчеркивалось, что трудовая миграция из Украины в Россию, в отличие от иных государств, является законной, таким образом, значительное количество украинцев пребывает на территории России на законных основаниях. Соответственно, украинские трудовые мигранты как иностранцы, легально пребывающие на территории РФ, должны пользоваться всеми правами и свободами, которые связаны с этим статусом. Но, к сожалению, на практике это не всегда осуществляется.

Прогнозируя дальнейшее развитие ситуации вокруг вопроса украинской трудовой миграции в России, можно предположить, что она будет постепенно сокращаться в результате протекционистской политики российской стороны. Прямым подтверждением этому можно рассматривать позицию российского президента В.В.Путина, по мнению которого, учитывая, что в РФ работает 2,8 млн. человек из Украины, «трудовые мигранты в условиях экономического кризиса, который до конца еще не преодолен, не должны создавать ненужной конкуренции на рынке труда РФ нашим гражданам» [6]. (вилучено  про Медведэва -  застар1ло)

В условиях необ’явленной войны России против Украины уже происходят грубые нарушения прав украинских тружеников в России.

Негативным фактором для развития отечественной науки и техники является угрожающих масштабов эмиграция научных работников, специалистов высшей квалификации. По данным Президиума НАН Украины, только из ее учреждений в 1994 – 2001 гг. за границу выехали 3838 научных сотрудников, в том числе 3399 на временную роботу и стажировку, из которых 842 доктора и 2358 кандидатов наук. Этот процесс продолжается и ныне. В основном украинские специалисты эмигрируют в США, ФРГ и Россию [7]. По некоторым оценкам, за пределами Украины 30% украинских ученых работают в интересах науки и экономики зарубежных стран. К сожалению, высокий спрос на украинских специалистов в основном реализуется на неофициальном рынке, что приводит к прямым потерям Украины (в среднем эти потери составляют 1 млрд. долларов США в год). Специалисты утверждают, что эту цифру вычислить несложно, намного сложнее оценить потери страны из-за  неконтролированного оттока заграницу специалистов и научных кадров.

Со своей стороны Украина также предпринимала определенные шаги по привлечению в страну иностранных украинцев. Положительным фактором, который призван был улучшить демографическую ситуацию в стране, рассматривается Закон Украины «О правовом статусе зарубежных украинцев», принятый Верховной Радой Украины 20 ноября 2003 г. Законом введены льготные условия для иммиграции зарубежных украинцев в Украину. Сущность закона состоит в кардинальных изменениях политики по отношению к лицам украинского происхождения, проживающих за рубежом. Закон определил правовой статус зарубежных украинцев, разрешил им въезд и пребывание в Украине. По закону, зарубежный украинец – это человек, который идентифицирует себя украинцем, является гражданином другого государства или лицом без гражданства, к тому же может иметь украинское этническое происхождение или являться выходцем из Украины. Он может проживать за пределами Украины, сохранять украинскую культуру, язык, самосознание и не быть гражданином Украины. Зарубежным украинцам МИД Украины, а также дипломатические представительства, консульские учреждения Украины за рубежом выдают специальное свидетельство, подтверждающее их статус [8].

            Введение в практику упомянутого закона можно рассматривать и как очередной шаг к пополнению трудовых и интеллектуальных ресурсов, состояние которых оставляет желать лучшего. По данным последней переписи, население Украины уменьшилось на три с половиной миллиона человек. При этом перспективы его  роста, кроме недавнего всплеска рождаемости, пока не просматриваются. Если учесть довольно значительное количество этнических украинцев, проживающих во всем  мире (по некоторым подсчетам 18 – 20 миллионов украинцев, в т.ч. в России, Канаде, США, Казахстане, Молдове, Бразилии, Польше, Аргентине и Австралии), то можно надеяться, что принятый закон предоставит им широкий выбор, и в конце концов станет востребованным.

Комплекс довольно сложных вопросов  возникает с реализацией Закона Украины «Об иммиграции» [9]. Иностранными гражданами часто нарушаются правила въезда в Украину, выезда из Украины и транзитный проезд через ее территорию. К сожалению, в двусторонних украинско-российских гуманитарных отношениях случаются не только неосознанные ошибки, но и провокационные приемы. Так, Служба безопасности Украины (СБУ) была вынуждена объявлять известных российских граждан «персонами нон грата» (нежелательными лицами) за некорректное поведение и призывы антиукраинского содержания, направленные на дестабилизацию ситуации в стране, что рассматривается нарушением украинского законодательства.

Необходима доработка некоторых двусторонних документов, как, например, «Соглашения между Украиной и Российской Федерацией о регулировании процесса переселения и защита прав переселенцев» [10]. Необходимо также продумать механизм действенности украинско-российского «Соглашения о реадмиссии», учитывая, что иностранные граждане, как правило, выходцы из Индии, Пакистана, Китая, Вьетнама и т.д., получив российские визы, легально прибывают в Россию с тем, чтобы затем переправиться в Украину с целью дальнейшего продвижения к границам Европейского Союза. В результате усиления пограничного контроля на границе ЕС нелегалы часто оседают в Украине.

Для успешной реализации иммиграционного законодательства в Украине была разработана и принята Программа борьбы с незаконной миграцией, утвержденной 18 января 2001 г. № 2210 и подкрепленной Указом Президента Украины «О неотложных дополнительных мерах по усилению борьбы с организованной преступностью и коррупцией» от 6 февраля 2003 г. № 84. Был создан единый центральный орган исполнительной власти – Государственная миграционная служба Украины, на которую была возложена реализация иммиграционного законодательства, способствующего обеспечению надлежащей эффективности управления всем комплексом иммиграционных процессов.

Так как реальную угрозу национальной безопасности Украины создает, в частности, нелегальная миграция, ряд мер по противостоянию этому явлению предложен Советом национальной безопасности и обороны Украины. Об этом говорится в документе «О направлениях государственной миграционной политики Украины и неотложных мерах по повышению ее эффективности» от 15 июня 2007 г. (введен в действие  20 июля 2007 г. Указом  Президента Украины (№ 657/2007). В документе подчеркивается, что осуществление мер по реализации государственной миграционной политики Украины должно, в частности, обеспечить:

- регулирование и дифференциацию иммиграционных потоков в Украину, в том числе временного характера, в зависимости от инвестиционных, научных и культурных потребностей государства;

- усовершенствование национального законодательства о беженцах, создание правовых институтов для реализации прав лиц, нуждающихся во вспомогательной и временной защите;

- эффективное противодействие незаконной миграции, усиление ответственности за связанные с ней правонарушения.

            При этом Кабинету Министров Украины поручалось разработать проект Концепции государственной миграционной политики Украины и внести его в установленном порядке на рассмотрение Верховной Рады; а также разработать следующие законопроекты:

- об основных принципах государственной миграционной политики Украины;

- о внесении изменений в Закон Украины «О правовом статусе иностранцев и лиц без гражданства» (новая редакция);

- о беженцах и лицах, нуждающихся во вспомогательной и временной защите в Украине;

- о ратификации «Соглашения между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о реадмиссии».

Министерству иностранных дел среди прочего поручалось провести в рамках подготовительных мероприятий к ратификации «Соглашения о реадмиссии между Украиной и Европейским Союзом» соответствующие консультации об участии Украины в программе Европейского Союза по финансированию принудительного и добровольного возвращения незаконных мигрантов в страны происхождения или гражданства; а также ускорить процесс завершения демаркации государственной границы Украины с Республикой Молдова, Республикой Беларусь, Российской Федерацией. Соглашение Украины и ЕС о реадмиссии (о возвращении незаконных мигрантов в страну выезда, а далее –  в страну их происхождения) было успешно ратифицировано [11].    

По сравнению с миграционной ситуацией в Украине, в России уделяется этому вопросу большее внимание: регулярно обновляются основы миграционной политики с целью улучшения демографической обстановки в стране. Так, в 1990-е годы политика была направлена на поощрение и привлечение в страну граждан из стран СНГ, и в первую очередь Украины. При этом особое внимание уделяется жителям украинских регионов повышенного риска, где количественно преобладают русские – Крыма, развитых промышленных регионов Украины (Донецкая, Харьковская, Днепропетровская области). Следует отметить, что российская сторона при этом предлагает переселенцам не столичные районы для проживания, а глубинку, где экономическая ситуация оставляет желать лучшего.

Особую позицию в отношении граждан Украины российского происхождения занимает Российская Федерация: защиту соотечественников за рубежом вынесено в перечень стратегических задач на ближайшую перспективу. При поддержке специальных структур РФ (департаментов МИД и МВД России, управлений в мэриях ряда городов) осуществляется широкая программа оказания всесторонней помощи школам с русским языком преподавания за рубежом, русскоязычным периодическим изданиям, другим русскоязычным средствам массовой информации. Так, по информации Второго департамента СНГ российского МИД, только в 2010 году Россия отчислила на поддержку соотечественников только в Украине свыше 1,2 млн. долларов. В мае 2013 года Федеральному агентству по делам СНГ, которое занимается вопросами соотечественников и международным гуманитарным сотрудничеством в целом – Россотрудничеству – проводника «мягкой силы» в российской внешней политике, финансирование было увеличено в несколько раз – с 2 миллиардов рублей до 9,5 миллиарда к 2020 году. Что свидетельствует об особых задачах, возлагаемых властями России на деятельность соотечественников за рубежом [12]

При этом особое внимание уделяется русскому языку. О необходимости борьбы за распространение и закрепление в странах СНГ русского языка в статусе государственного постоянно заявляют представители властных структур РФ. К сожалению, российские СМИ используют воинственную риторику, якобы в защиту россиян в Украине, при этом замалчивают вопрос о положении дел с правами украинцев в России. Подобные факты антиукраинской пропаганды в России и через российские СМИ в Украине довольно часто встречаются в практике двусторонних отношений. Хотя, казалось бы, вполне понятно, что независимое государство должно пользоваться своим государственным языком на собственной территории. Подобные заявления воспринимаются в Украине, как попытка искусственно создать напряжение между двумя народами, противопоставляя украинцев и россиян, которые проживают на территории нашего государства. Является очевидным, что МИД РФ пытается отвлечь внимание от крайне неудовлетворительного обеспечения прав этнических украинцев на территории самой России, где нет ни одной украинской школы, ни одной украинской газеты, которые бы поддерживались государством.

 Особая роль в консолидации российской диаспоры возложена на общественно-политические организации, среди которых ведущую роль играет Конгресс русских общин (КРО), объединяющий свыше ста региональных отделений и организаций Международного КРО в странах Балтии и СНГ (более 80 тыс. членов). В число наиболее активных международных партнеров КРО и позиционно близких входят русские общины Украины [13].

В столице Украины работает Русский клуб, центры русской культуры и науки, открыты Интернет-ресурсы,  выходят российские газеты и журналы («Комсомольская правда в Украине», «Коммерсант Украины», «Известия» и др.). При этом отметим, что содержание российских СМИ в Украине значительно и не лучшим качеством отличается от исконно российских.

Наблюдаются столкновения между украинскими «грантоедами» российских материальных средств. Так, руководство «Русского общества Крыма» обвинило руководство «Русской общины Крыма» в нечестных связях с сотрудниками Генерального консульства РФ в Симферополе. Якобы они договорились таким образом, что «Русская община» получит хорошее финансирование, а работники консульства – так называемые «откаты» или по-простому, взятки. Крымские наблюдатели напоминают, что эта история не первая и не последняя. Не так давно «Русская община Крыма» уже была в центре финансового скандала. Счетная палата крымского парламента проверила расходы средств, направленные на проведение ежегодного фестиваля «Великое русское слово» в 2008 и  2009 гг. По проверке обнаружилось, что 77 тысяч долларов из общей суммы 130 тысяч долларов были использованы с грубыми нарушениями законодательства. В коррупционных скандалах обвиняют активиста Сергея Цекова, который нынче является заместителем председателя Всеукраинского Координационного совета организаций российских соотечественников. Руководителем организации в ноябре 2010 года был избран  Вадим Колесниченко.

При разработке программ дальнейшего сотрудничества Украины и России в гуманитарной сфере необходимо учитывать, что толчком к непосредственному развертыванию этнического противостояния в первую очередь выступают составляющие культурно-национальной идентичности национальной группы. Здесь и распространенность, и статус титульного языка и языков национальных меньшинств; исторический опыт собственного государства. Гуманитарный фактор используется определенными силами по обе стороны границы в политических целях, с постепенным возвращением «российскости» в Украину: усилением позиций русского языка и влияния русской культуры количественным ростом русскоязычных изданий, появлением российских каналов на телевидении, увеличением информационных часов радио и телевидения. Наряду с позитивными последствиями такой политики – восстановление и распространение знаний о выдающихся русских писателях, деятелях науки и культуры, наблюдается вытеснение украинской истории, литературы, а также и сужение пространства распространения украинской идентичности, при этом насаждается низкопробная культура масс медиа российского происхождения.

В одностороннем порядке (учитывая значительную финансовую мощь России) расширяется сотрудничество в области образования. Хотя подписано двустороннее соглашение о создании и функционировании филиалов высших учебных заведений России на территории Украины, а филиалов высших учебных заведений Украины на территории России, российские учебные заведения и научно-исследовательские центры открываются усилиями российских представителей в Украине: фонд академика РАН Ж. Алферова, филиалы Московского госуниверситета, МГИМО и т.д., с последующим «вымыванием» украинской талантливой молодежи в Россию.

Не добавляет позитива в двусторонних отношениях и позиция России в конфессионном вопросе: проблема раскола церквей и церковного противостояния в Украине не способствует единству украинского общества, что использует Россия в своих геополитических интересах.  

Ситуация, которая складывается в последнее время в гуманитарном сфере с учетом обновленной российской концепции национальной безопасности, политики российского руководства, нацеленной на жесткую защиту национальных интересов России и на возвращение ей влиятельных рычагов на постсоветском пространстве, можно предположить усиление давления по всем направлениям как двустороннего общения Украины - РФ, так и в рамках СНГ и других субрегиональных структур.

Со стороны России мы уже наблюдаем пересмотр договорно-правовой базы, использование вопроса «соотечественников» для вмешательства во внутренние дела украинского государства; очередную раскрутку статуса русского языка с требованием предоставления ему второго государственного и т.д. В такой ситуации не останутся сторонними наблюдателями российские организации в Украине, финансируемые Россией.

С целью действий на опережение, украинской стороне желательно бы активизировать работу по доведению до логического завершения принятия ряда законодательных актов, призванных защитить и улучшить положение украинских трудовых мигрантов, в частности в России; пересмотреть договорно-правовую базу, учитывая международные стандарты. Желательно также привлечь внимание ответственных учреждений по обе стороны границы к необходимости улучшения информационного имиджа Украины и объективной оценки российской политики, недопустимости антиукраинской риторики российских СМИ.

Литерутара

            1. Документы ООН о правах представителей этнических меньшинств (резолюция 47/135 Генеральной Ассамблеи ООН от 18 декабря 1992г. ; Закон Украины «Про національні меншини в Україні». Документ 2494-12 // Відомості Верховної Ради (ВВР). - 1992. - N36, ст.529. - Режим доступу: //http://www.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi; Закон Украины «Про основи національної безпеки України» вiд 19.06.2003  № 964-IV.

2. Західний дрейф // Эксперт. - №39(394).- 2003. - 20 октябpя.

3. Н.І. Карпачова. Стан дотримання та захисту прав громадян України за кордоном. Спеціальна доповідь Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини. - К., 2003. - С.57.

            4. Управление по работе с соотечественниками МИД Российской Федерации. – Режим доступу: http://www.mintrud.ru.

5. С. Бритченко. Деякі питання регулювання імміграційних процесів в Україні // Бюлетень Міністерства юстиції України. - 2003. - № 8;  Л.Поволоцкая. Деньги // Факти.- 2004. -17 января.

            6. Путина не устраивают мигранты из Украины. -

 //http://zik.com.ua/ru/news/2010/02/17/2173446.

7. Л.Рябоконь. Тест на успішність // День. - 2003. - 17 грудня.

8. Постанова Верховної Ради України від 06.02.2003 №496-ІV про прийняття за основу проекту Закону України про правовий статус закордонних українців №496-ІУ від 6.02.2003 р. 

9. Відомості Верховної Ради України. - 2001 р. - № 41. - ст. 197.

10. Закон України «Про громадянство України» від 18.01.2001 р., № 2235-Ш, набрав чинності 1 квітня 2001 р.

          11. Угода між Україною та Європейським Співтовариством про реадмісію осіб {Угоду ратифіковано Законом N 116-VI ( 116-17 ) від 15.01.2008, ВВР, 2008, N 9, ст.86 ). – Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/994_851.

12. Путин решил многократно увеличить бюджет Россотрудничества. – Режим доступу: http://www.km.ru/v-rossii/2013/06/05/vladimir-putin/712513-rossiya-vydelila-ogromnye-dengi-na-myagkuyu-silu-kotoroi-u/.  

13. См.: ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – 2003. –19 апреля; Съезд русских общин 16-17 октября 2003 р. «Зарубежная диаспора – интеллектуальный ресурс России» / Сообщения пресс-службы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О заседании Совета Собора славянских народов» 26 июня 2002 г. (по материалам бюллетеня «Думское обозрение» № 87 (1241) 25 июня 2002 года). – Режим доступу:  http://www.russia.org.ua/.

14. Виктор Дяченко. В Крыму не поделили «русские» деньги [Електронний ресурс]. – Режим доступу: Виктор Дяченко //http://www.from-ua.com/voice/a576f4f707f8e.html/.

 

[1] Чекаленко Людмила Дмитриевна, доктор политических наук, профессор, Циватый Вячеслав Григорьевич, первый проректор Дипломатической академии МИД Украины, заслуженный деятель науки и техники.

[2] Однако понятие «российская национальная идея» пока еще не нашло должного определения в российской научной литературе

Переглядів: 927 | Додав: Lyudmyla_D_Chekalenko | Теги: Эволюция, гуманітарна сфера, политика России, соотечественники, Безпека, співвітчизники, безопасность, політика Росії, еволюція, гуманитарная сфера | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
Ім`я *:
Email *:
Код *:
Copyright Artur Boiko © 2024
Безкоштовний хостинг uCoz